Диплом для ВГИКа 2003
www . diplom for VGIK . narod . ru
Я ищу:
Главная Форум Об авторе Обратная связь
2. КОМПЬЮТЕР И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Проверив новое приспособление на практике, начальник "Геркулеса" пришел к выводу, что оно значительно упрощает его труд и нуждается в дальнейшем поощрении и развитии… /И.Ильф, Е.Петров - "Золотой теленок"/

Если вы хотели бы сесть за руль автомобиля, то, прежде всего, вам пришлось бы начать с изучения его устройства и освоения приемов управления им. То же самое неизбежно ожидает и будущего пользователя компьютера. Но необходимость обращения к написанным малопонятным языком книгам-путеводителям по компьютеру ставит перед большинством почти непреодолимую преграду. Вот почему был добавлен этот раздел, который, на первый взгляд - и не имеет прямого отношения к киноведению, но, надеюсь, поможет обойтись без обращения к специальной литературе.

В самом близком будущем такая глава будет излишней, вне зависимости от наших личных предпочтений, так как компьютер уже прочно вошел в жизнь наших детей, начиная со школы (а сейчас, даже с детского сада) и перешел из разряда "игрушки", в нечто большее - новое средство коммуникации.

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Любая информация, один раз записанная в электронный формат, гипотетически может быть использована неоднократно. Это обстоятельство, плюс желание увековечить себя в анналах истории, понуждает людей оцифровывать всю доступную им информацию. Естественно, что то обилие информации, которое сейчас наполняет наш мир, нужно как-то упорядочить. И человек упорядочивает ее автоматически, ассоциативно, "привязывает" новую информацию, к своим, уже сформированным шаблонам. Когда же он имеет дело с информацией на каком-либо неэлектронном носителе (книга, кассета, журнал и т.п.), то сортировка осуществляется по качественному признаку (книга - автор, кассета - жанр, журнал - год издания и т.д.). А так как информация в электронном виде аналогична по восприятию с информацией на неэлектронном носителе, то ее упорядочивают по тем же признакам, с той лишь разницей, что признаков может быть сколько угодно.

Для хранения информации в электронном виде существуют специальные базы данных (БД), которые позволяют программам оперировать этой информацией (читать, записывать, сортировать, искать, редактировать и т.д.) База данных состоит из "полей" (таблиц), описывающих свойства каждого объекта информации. Ну, например, мы помещаем в базу данных информацию: "Сергей Эйзенштейн - режиссер". Можно поместить эту информацию целиком в одно "поле", но тогда и работать с этой информацией можно будет только одним "куском". Но если поместить в одно поле "Сергей Эйзенштейн", а в другое - "режиссер", можно будет делать выборку "по персоналиям" и "по профессии".

Добавив, таким образом, информацию в БД, мы получаем возможность работы с ней - поиск, сортировка и т.д. Программистам же остается создать понятный пользователю интерфейс и запрограммировать логику программы, после чего, получается готовый продукт - энциклопедия, словарь, веб-сайт и т.д. Разница в выборе коммуникационных средств подчеркивает лишь область представления информации потенциальному пользователю. За пример можно взять "Мегаэнциклопедию Кирилла и Мефодия", где одна и та же база данных используется как в программном продукте - CD-ROM, так и для предоставления информации через собственный веб-сайт. Благодаря тому, что информация в интернете корректируется пользователями энциклопедии, в последующих CD-ROM можно использовать уже уточненную пользователями информацию из единой БД.

ПОИСКОВЫЕ СЕРВИСЫ
С чего обычно мы начинаем искать книгу в библиотеке? Наверное, с каталога или указателя. В интернете, таким указателем выступает поисковый сервис ("поисковик" - поисковая служба-каталог). Это веб-сайт, на котором собрана информация по каким-либо интернет-ресурсам. Подобно библиотечной картотеке, в "поисковике" собрана вся текстовая (а сейчас уже и мультимедиа) информация по проиндексированным в нем веб-сайтах.

Поиск и выдача информации осуществляется следующим образом. Через текстовую форму пользователь пишет слова, по которым он ищет информацию, и, "поисковик" выдает ему гиперссылки на веб-сайты, где содержатся искомые слова. Ценность поискового сервиса состоит в количестве проиндексированной информации (количество содержащихся в БД веб-страниц) и в точности поиска по запросу пользователя (как быстро пользователь находит нужный ресурс; идеал - найти искомое в первой же гиперссылке).

Поначалу, поисковые сервисы были небольшими структурированными каталогами ссылок, а в большинстве своем, просто чьими-то домашними страницами (например, портал Yahoo - www.yahoo.com). Владельцы веб-сайтов просто публиковали у себя гиперссылки на понравившиеся им ресурсы в интернете, и, чем лучше они могли подобрать ссылки на какую-либо тему, тем большей популярностью пользовался их собственный сайт. Позже, появились поисковые сервисы, которые позволяли владельцам сайтов самим, через специальную форму, добавить ссылку на свой ресурс в каталог (БД) поискового сервиса. Чуть позже появились и специальные программы-роботы, которые сами, в автономном режиме, стали периодически "обходить" весь интернет в поисках новых ресурсов для индексирования.

Несмотря на то, что существуют интернациональные поисковые системы (Yahoo, Google и др.), которые индексируют все сайты в интернете, в Рунете существуют свои поисковые системы (Яндекс, Rambler и др.), которые индексируют только русскоязычные документы. Кроме того, существуют и строго специализированные БД, например, по театру.

ИНТЕРНЕТ
Совсем молодое виртуальное пространство, появившееся почти в одно время с видео. Предшественницей интернета принято считать сеть ARPANET, которая объединяла между собой 60 тысяч компьютеров в научно-военном комплексе США. В 1960 году исследовательские организации и университеты смогли обмениваться через эту сеть научной информацией. А уже в 1970 году начались разработки нового протокола передачи данных. 1 января 1983 года предшественница Internet сеть ARPANET была полностью переведена с протокола Network Control Protocol (NCP) на протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). [7] Вот с этого момента интернет стал оформляться в ту "всемирную паутину" - глобальную компьютерную сеть, которую мы имеем сегодня.

Естественно, существуют специальные программы-протоколы для создания связи между компьютерами и передачи структурированной информации между ними: протоколы передачи данных (FTP - file transfer protocol, HTTP - hypertext transfer protocol), передачи видео (RealVideo) и т.д. Большая часть информации отображается в браузере через протокол HTTP, который позволяет просматривать информацию с сайтов в виде гипертекста, размещенную с помощью специального языка разметки.

Теперь, подключая свой компьютер через провайдера к интернету, вы имеете возможность переписываться по электронной почте, скачивать и просматривать файлы с компьютеров, используя специальные программы: интернет-обозреватели (браузеры), почтовые клиенты и др.

Электронная переписка, и возможность просматривать информацию с сайтов в интернете уже являются неоспоримыми плюсами в области обмена и использования информационных технологий. Но интернет постоянно совершенствуется и все новые, и новые протоколы помогают людям обмениваться информацией. Сейчас уже доступна IP-телефония (разговоры через специальный программно-аппаратный комплекс, используя трафик интернета), которая гораздо дешевле обычной телефонной связи, особенно на дальние расстояния (в другие страны). Есть программы, позволяющие обмениваться текстовыми сообщениями в реальном времени (ICQ, MSN messenger и др.). Существуют протоколы и для передачи звука и изображения в реальном времени (Real Audio, Real Video, Quick Time и т.п.).

Все это позволило сделать информацию более доступной и массовой. Более того, интернет стал альтернативой привычным СМИ (газетам, журналам и телевидению). Очень явно это было заметно, когда Останкинская телебашня прекратила вещание на Москву из-за пожара. Все, кто имел доступ в интернет, смотрели новости через новостные сайты (например: www.gazeta.ru, www.lenta.ru, www.ntv.ru), а некоторые смотрели телетрансляцию привычных каналов, многие из которых параллельно вещают и в интернете. Справедливости ради, нужно отметить, что от такого резкого наплыва посетителей многие новостные сайты не выдерживали и не могли справиться с выросшей нагрузкой. Это было связано с тем, что никто не предполагал возможности такого прироста посетителей, а потому трафик был исчерпан и информация не могла транслироваться всем желающим. Такие всплески повышенного интереса к новостной информации наблюдаются только во время чрезвычайных происшествий. И в это время радуется только одна часть людей - рекламщики, успевшие разместить рекламу на новостных сайтах.

РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ
Интернет, как и любое другое средство информации, не избежал рекламы. "Годом ее рождения считается 1994-й, когда первый оплаченный баннер появился на страницах виртуального журнала Hotwired (www.hotwired.com). В этом же году появился и первый коммерческий браузер - Netscape Navigator 1.0" [17]

Чем же реклама в интернете отличается, например, от телевизионной рекламы? Во-первых, тем, что она занимает лишь часть пространства в окне браузера (или открывается в новом окне), во-вторых, своей направленностью - соответствующую рекламу показывают на соответствующих сайтах (к примеру, на компьютерном сайте размещают рекламу компьютеров, а на сайте о кино - рекламу фильмов), в-третьих, возможностью фокусировки рекламы. [18]

Все эти богатые возможности по управлению и статистике рекламных блоков делают интернет-рекламу наиболее перспективной. Если же вспомнить о том, что реклама в интернете гораздо дешевле любой другой, то ее жизнеспособность явно возрастает.

Обычно рекламные баннеры представляют собой небольшую картинку (возможно меняющуюся, состоящую из нескольких кадров, повторяющихся через определенное время), нажав на которую "мышкой" можно перейти на рекламируемый сайт. Вначале, баннер был размером 468 на 60 пикселей, а теперь это уже целая система, состоящая из набора специальных скриптов и мультимедийных технологий (например, Macromedia Flash), которая позволяет сделать рекламу интерактивной и более привлекательной. "Тизеры", "ушки", "кнопки" - это все те же разновидности интернет-рекламы, различающиеся лишь по внешнему виду, а не по принципу действия.

Сегодня фирмы используют для рекламы своих товаров небольшие интернет-игры (например, игра с шоколадным батончиком "Финт"). Более того, в интернете появилась своя анимация на технологии Flash. Эта технология позволяет создавать небольшие рекламные ролики и даже полноценные мультфильмы.

В Рунете все это воплотилось в "Масяне" [21]. Сейчас изготовлено уже более 100 мультфильмов, многие из которых были показаны в Новый Год по НТВ (мультфильмы вышли на видео). Создатели Масяни успели коснуться многих тем, даже таких, как съемка современного кино ("Киноавангард"). К радости зрителей, популярная мультзвезда до сих пор не продалась за рекламу кому-нибудь из спонсоров (видимо, это принципиальная позиция Олега Куваева - ее создателя).

Реклама как "двигатель прогресса" активно использует новые интернет-технологии, заставляя программистов постоянно их совершенствовать. Эта тема требует более детального рассмотрения. И мне кажется, что достаточно ознакомиться лишь с самыми необходимыми программами, с помощью которых происходит обмен информацией в интернете.

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ
При опубликовании первых документов в интернете, дизайнеры использовали лишь: гиперссылки, разделители и размеры шрифта. Сейчас существуют специальные таблицы стилей (CSS), а также, возможность использования графики, звука и видео.

С помощью специальных скриптовых языков программисты имеют возможность ввести интерактивность на страницах сайта (передвижение объектов, автозаполнение форм, автопроверка теста и т.п.) А благодаря возможности сохранять небольшую текстовую информацию в браузер пользователя (cookies), стало возможным программировать эффект "узнавания" (например, при повторном посещении сайта, вам выдается надпись - "приятно снова вас здесь видеть").

Но по-настоящему "живым" делает сайт регулярное обновление информации и возможность посетителей сайта дополнять эту информацию. Если с первой задачей все понятно и так, то вторая решается с помощью программных сервисов.

Самый распространенный из них - "Обратная связь" (feedback). Этот сервис, позволяет пользователю послать сообщение в виде электронного письма создателям сайта. При этом, пользователь может не указывать свой E-mail (анонимное послание), так как отправка письма осуществляется самим сервисом от имени сайта.

Если же вы хотите, чтобы ваше послание было замечено другими посетителями сайта, существует сервис "Гостевая книга" (guestbook) или его вариация - сервис "Ваше мнение". Видимая его часть представляет собой форму с текстовыми полями, куда набивается сообщение, и древовидный указатель заголовков сообщений, оставленных другими пользователями. Если вы отвечаете на комментарии другого пользователя, ваше сообщение отображается слегка смещенным вправо (ветка темы). Эти сервисы бывают модерируемыми (с возможностью удаления, редактирования и "отключением" сообщения), премодерируемым (перед опубликованием материала, высылается запрос редактору сайта, публикация осуществляется только после проверки и подтверждения редактора; премодерация может заключаться в использовании программного фильтра, который, к примеру, не дает опубликовать сообщение с ненормативной лексикой) и немодерируемым (сообщение появляется сразу, его содержание никто не контролирует).

"Форум" (forum) - сильно усовершенствованная "Гостевая книга". Создан этот сервис не для комментариев, а для споров (обсуждений) - предполагает длительные обсуждения всевозможных вопросов на заданные темы. Впрочем, в рамках заданной, вы можете предложить свою тему или создать новую. К форуму относятся те же свойства модерации, что и к "Гостевой книге", плюс к этому возможно разграничение ресурсов по паролю.

Сервис "Чат" (chat) - система общения в реальном времени. Пользователи, находящиеся в "чате", отображаются под псевдонимами (nickname), которые они выбирают себе сами. Очень часто получается так, что обмениваясь репликами под вымышленными именами, люди разговаривают на такие темы, которые никогда не стали бы обсуждать под настоящими именами. Из-за этого, интеллектуальный уровень в "чатах" существенно снижается, а остается один "бессмысленный треп" (собственно, так "чат" и переводится на русский язык).

В современных чатах можно вести приватные беседы, обмениваться файлами и т.п. В чате от фирмы Microsoft общение происходит в виде комиксов. Каждый пользователь выбирает себе персонажа, а его реплики транслируются в виде комиксных сносок. [27]

Гораздо интереснее часто используемый сервис - "Форма опроса" (voting form - опросник). С помощью этого сервиса можно узнавать мнение зрителей (посетителей) сайта. Опросник может открываться в новом окне или в виде небольшой анкеты на текущей странице сайта. После заполнения и подтверждения анкеты, ваш голос учитывается, и, обычно, предоставляется информация, сколько человек и за какой ответ проголосовало.

Поиск на сайте (search engine) - один из самых необходимых видов сервиса. Естественно, когда вся информация умещается на одной веб-странице, можно обойтись и без поиска, но когда информации много - лучше воспользоваться "поиском". Обычно это форма с текстовым полем и кнопкой "Найти". Вы "вбиваете" слово, которое хотите найти, нажимаете кнопку, а дальше - дело техники. Пользователь экономит время, так как программа просматривает все документы (страницы) на сервере, где может содержаться искомая комбинация символов. Результаты обычно открываются в новом окне, и представляют собой гиперссылки, указывающие на страницы, где была найдена информация по нашему запросу.

Еще один, очень полезный сервис - "Рассылка" (subscribe), позволяет подписаться на новости сайта и получать их или их заголовки по электронной почте. Сайт посещать не обязательно, но если в письме, отправленном рассылкой, найдется интересная тема - можно нажать на точную ссылку и перейти на соответствующую страницу сайта.

Естественно, мы назвали далеко не все виды сервиса, которые можно использовать при программировании сайтов, но это тот минимум, который позволяет наполнить сайт "жизнью", сделать его более интересным, информативным и привлекательным. Ведь в конечном счете (кроме авторского самовыражения), в интернете - как и везде - конкурентная борьба. Данные о посетителях контролируются специальными серверами статистики (например, www.spylog.ru, http://top100.rambler.ru/), и подтасовка фактически исключена, так как серверы конкурируют между собой и поэтому не заинтересованы в предоставлении ложной информации.

Отметив один из неоспоримых плюсов интернета - возможность участвовать во всевозможных сообществах по интересам, перейдем к более детальному анализу сайтов, посвященных кино.


» обратно к тексту

1) История компьютера подробно описана в Приложении №1 "История компьютера и интернет-технологии".
2) "Гиперссылка" (hyperlink) - ссылка из одного документа (объекта в документе) на другой документ или на объект в документе. Если иное не задано специальным символом, гиперссылки выделяются подчеркиванием, а при наведении на них курсом "мыши", курсор меняет свой вид, позволяя нажать на ссылку (осуществить переход).
3) "Домашняя страница" (homepage) - сайт или веб-страница на сайте, являющаяся визиткой владельца (компании) или страница, выражающая личные внутренние мысли и чувства (область занятий).
4) "Рунет" - российская часть интернета, происходит от названия доменной зоны .RU и окончания NET (сеть). К Рунету относят все русскоязычные сайты (не только в зоне .RU).
5) Первый видеомагнитофон появился в 1950 году (массовое использование - 80-90г.г.), разработки компьютерных сетей - 1950-60 г.г. (ARPANET - 1960, Internet - 1983, массовое использование интернет - со второй половины 90-х годов).
6) ARPANET - Advanced Research Projects Agency NET (Сеть управления перспективных исследований Министерства обороны США)
7) "Юбилей TCP/IP" (Computerworld, №2 (355) 21 января 2003)
8) FTP - протокол передачи файлов.
9) HTTP - протокол передачи гипертекста.
10) "Браузер" (browser) - программа для просматривания содержимого сайтов. (от англ. a browser - человек, перелистывающий книги).
11) "Гипертекст" (hypertext) - представление текстовых документов на естественном языке, позволяющее устанавливать и поддерживать предопределенные связи между ними и/или отдельными их фрагментами и обеспечивать возможности навигации в такой структуре для перехода от одного ее компонента к другому.
12) "Язык разметки" (markup language) - язык, позволяющий создавать самоописываемые текстовые документы с помощью пометок (тэгов), определяющих свойства их фрагментов. (Computerworld, "XML", 6 августа 2002).
13) Internet service provider (ISP) - Лицо, юридическое или частное, которое предоставляет доступ в интернет по интернет-протоколу (TCP/IP).
14) Формат электронного адреса описан в приложении №1 "История компьютера и интернет-технологии".
15) Более подробно браузер описан в приложении №1 "История компьютера и интернет-технологии".
16) "Трафик" (traffic) - движение, посещаемость, величина пропускного канала в сети.
17) Т. Бокарев, "Энциклопедия интернет-рекламы" /"ПРОМО-РУ", 2000/
18) Браузер передает часть информации о пользователе на сайт, который просматривает (версия браузера, язык, IP-адрес, расширение монитора и т.п.), за счет этого можно показывать определенную рекламу или страницы сайта определенным пользователям.
19) "Пиксель" (pixel) - точка на экране монитора.
20) Flash - программный продукт компании Macromedia, позволяющий создавать векторную анимацию в интернете. Состоит из двух частей: программа, для создания анимации (платный продукт) и модуля-просмотровщика (бесплатный продукт, установленный в большинстве браузеров).
21) См. Приложение №2 "Скриншоты" (МУЛЬТ.ру).
22) Гиперссылка (hyperlink) - ссылка из одного документа (объекта в документе) на другой документ или на объект в документе. Если иное не задано специальным символом, гиперссылки выделяются подчеркиванием, а при наведении на них курсом "мыши", курсор меняет свой вид, позволяя нажать на ссылку (осуществить переход).
23) CSS (Cascading Style Sheets) - каскадные таблицы стилей, позволяющие автору HTML-кода сохранять единообразное оформление в пределах одной группы документов (шрифт, цвет, размер символов и т.п.)
24) "Скриптовый язык" (script language) - язык программирования, находящийся внутри приложения (компьютерной программы).
25) Сервис (web service) - программа, исполняемая на сервере.
26) "Отключение" сообщения - осуществляется администратором сервиса, при этом посетители перестают видеть сообщение на сайте, но оно не удаляется с сервера, а остается в базе данных (может быть "включено" или удалено впоследствии).
27) См. Приложение №2 "Скриншоты" (Microsoft Chat).
28) "Точная" ссылка - ссылка (полный путь) указывающая на точное местонахождение веб-страницы на сайте. Например, обычная ссылка на сайт: www.gazeta.ru, точная ссылка: http://www.gazeta.ru/lenta.shtml
29) С материальной точки зрения действует правило: "Больше пользователей просмотрело веб-сайт - дороже реклама на этом ресурсе".

Hosted by uCoz